Избирательные системы

В зависимости от способа определения результатов голосования избирательные системы делятся на мажоритарные и пропорциональные. Избирательные системы, в основу определения результатов голосования которых положен принцип большинства, называются мажоритарными.

Эволюция науки конституционного права до Второй мировой войны

23-07-2017

Во второй половине XIX в. наука конституционного права была отделена от философии, социологии и истории. В этой связи встал вопрос об оформлении науки конституционного права в чисто юридическую теорию, которая имеет только юридические методы и оперирует только юридическими понятиями и категориями. Данный период вообще характеризовался господством теории позитивизма в юриспруденции. Поэтому и первое направление науки конституционного права имел характер сознательного ограничения предмета юридической науки лишь правовой формой общественных отношений. Поэтому указанный направление получило название «классическая», или «юридическое», школа, поскольку ее представители ставили перед собой следующие основные задачи - разработать основополагающие принципы, нормы и категории государственного права, систематизировать нормы государственного права и восполнить пробелы государственного права. Неслучайно российский государствовед В. Ивановский определил методологию «юридического» школы так: государственное право является чисто юридической наукой, объектом которой являются исключительно государственные нормы. Задачей науки государственного права является приведение государственных норм в научную систему, их классификация и объяснение их содержания, а также сравнительное изучение государственного права различных государств.

Расцвет «классической», или «юридической», школы приходится на последнюю четверть XIX в. и в начале ХХ ст. Известными представителями данной школы являются такие ученые, как Г. Еллинек, А. Есмен, А. Дайси, В. Орландо, Ф. Кокошкин, М. Коркунов, В. Уиллоуби. Большинство ведущих представителей «юридической» школы придерживались либерально-демократических взглядов, в которых нашли отражение принципы экономического либерализма. Однако некоторые подходы представителей указанной школы к решению проблем конституционализма, парламентаризма, народного представительства и т.п. имели свою специфику. Она была связана с особенностями развития государственного разных стран.

Нельзя не признать существенный вклад немецкого ученого Г. Елли-Нека в процесс формирования науки конституционного права. В своей работе «Общее учение о государстве» он трактует государство как субъект права и определяет ее как территориальную корпорацию, имеет первичную власть. Г. Еллинек делает выводы о том, что государство как юридическое лицо может действовать через свои органы, которые не являются юридическими лицами и носителями своих прав и обязанностей. На такой основе строится теория представительства, согласно которой народ является лишь органом, а представители не имеют юридических обязательств своих избирателей, поскольку образуют один из органов государства. Важным выводом его теории является утверждение о принадлежности суверенитета государству, а не нации или народа.

В отличие от представителей немецкой юридической школы, итальянский ученый В. Орландо принял за основу концепцию юридического характера науки конституционного права. Одновременно его выводы имеют и соответствующий политический аспект. Ученый подчеркивает роль государства как фактора «интеграции» общества в единое целое, при этом он связывает эту роль с его характером юридической личности. В государстве, за Орландо, народ имеет собственное сознание и силу, одновременно он является и результатом верховного выражения права.


Смотрите также:
 Избирательные системы
 Понятие политического режима
 Конституционное право как отрасль права - в зарубежных странах
 Развитие современной науки конституционного права
 Демократический режим

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):